Posted 7 мая 2012,, 15:03

Published 7 мая 2012,, 15:03

Modified 19 августа 2022,, 20:02

Updated 19 августа 2022,, 20:02

Великая Победа для мира на Тихом океане

7 мая 2012, 15:03
Виктор Горчаков: Помню, как формировался первый временный лагерь для японских военнопленных. Мы ходили туда – просто смотреть на непохожих на нас людей.
Сюжет
Итоги

На пороге очередная годовщина Великой Победы в войне с фашисткой Германией. И хотя прошло уже много лет, острота восприятия тех событий у народа не исчезает. Сегодня приоткрываются новые страницы. Появляются более взвешенные и объективные оценки. Есть доступ к архивам разных стран. Но все также потрясают масштабы людского горя, которое принесла Вторая Мировая война.

В 1945 году мне было 5 лет. Мы жили в Галенках Октябрьского района. Однако запомнилось: куда-то уходили войска, издалека доносились разрывы снарядов, а потом самое яркое и эмоциональное восприятие – это возвращение нашей армии на родину после победы над Японией. Войска шли открыто днем и ночью, народ пел, веселился, солдаты разбрасывали подарки, а мы, пацанва, еще не осознавали, свидетелями чего мы являемся. Помню, как формировался первый временный лагерь для японских военнопленных. Мы ходили туда – просто смотреть на непохожих на нас людей. Не было никакой ненависти, лишь мальчишеское любопытство.

В средних классах многие предметы нам преподавали бывшие офицеры, вернувшиеся с войны. Например, физику у нас вел командир батальона связи на Потсдамских переговорах. Конечно, как учителя, они были далеки от педагогики, но учили нас жизни и быть мужчинами.

Запах пороха еще долго витал над российском Дальнем Востоке. В 1950 году, когда началась корейская война, моя семья перебралась уже в Кневичи. Наша авиация принимала участие в том военном конфликте, хотя это было большой тайной, но не для нас, пацанов. За неимением игрушек, мы таскали с аэродрома домой всякие железяки, стеклышки, приборчики и слышали разговоры взрослых. Уже в зрелом возрасте я попал на закрытую часть кладбища в Порт-Артуре и увидел могилы наших летчиков, где они записаны под одной или двумя фамилиями – российскими и китайскими.

В свое время мне довелось быть членом Военного Совета морской авиации ТОФ, поэтому я достаточно хорошо знал дела на флоте. 90-е и начало 2000-х годов были самыми печальными временами для Тихоокеанского флота. В отсутствие средств рушилась база обеспечения флота, сократился его состав, в частности, морской авиации. Горько было видеть брошенные взлетные полосы, ангары. Все это вызывало грустные чувства и наводило на размышления о том, что ждет страну. Поэтому то новое дыхание, которое набирает сейчас армия страны в связи модернизацией, укреплением флота, строительством новых военных судов, обновлением атомного подводного флота - все это внушает надежду, что определенный уровень оборонного потенциала страна сохранит.

Уверен, что меры, предпринимаемые сейчас по укреплению материальной базы ТОФ, – важный шаг по сохранению уверенности в будущем как самих моряков, так и их семей, а также всех жителей Приморского края. Законодательное Собрание, например, давно дружит с экипажем БДК «Адмирал Трибуц», который на днях вернулся из похода. И отрадно, что между флотами различных государств устанавливаются отношения морской дипломатии, или как ее еще называют - «дипломатии бескозырок». Тихоокеанский флот посещает порты наших соседей: Китая, Республики Корея, Японии, США и других стран. Такие визиты и совместные учения способствуют развитию взаимопонимания, снимают излишнюю настороженность и напряженность.

Понятно, что во время маневров за нашим флотом наблюдают США и Япония, и наоборот, мы приглядываем за ними. Развитие дружеских отношений не исключает необходимости внимательно относиться к нашим соседям. Мы должны понимать, что каждое государство защищает свои национальные интересы, но необходимо свести к минимуму разного сорта случайные риски.

Проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе предостаточно. Существенное влияние на безопасность в регионе оказывает соперничество в вопросе спорных территорий между Китаем и Японией, Китаем и Вьетнамом, между другими странами, серьезного и постоянного внимания требуют акции, совершаемые между двумя Кореями. Поэтому мир на Корейском полуострове – один из важнейших вопросов современности. Словесные баталии, которые развернулись между Севером и Югом, причем они порой подкреплены и артиллерией, вряд ли рождают оптимизм для нас, живущих здесь. В этом межкорейском конфликте задействовано сразу несколько государств, граничащих с ними. Тем более возможности дальнейшего проведения испытаний ядерного оружия в КНДР не способствуют нормализации климата в этом регионе. Сегодня на все происходящее накладывается отпечаток предвыборных кампаний, которые идут в Южной Корее и США. Поэтому Российская Федерация должна иметь необходимый оборонный потенциал, чтобы успешно защищать свои интересы в этом регионе.

Среди многих важных уроков Второй Мировой войны, которая завершилась именно на Дальнем Востоке, есть один весьма актуальный для сегодняшнего дня. Я имею в виду Нюрнбергский процесс. Это демонстрация коллективной воли всего мира наказать людей, развязавших кровавую войну и поставивших под сомнение миллионы человеческих жизней. Тот факт, что удалось сесть за стол и принять совместное взвешенное решение представителям разных по социальному устройству государств, причем находящихся после войны в состоянии взаимного подозрения, – это, пожалуй, один из самых серьезнейших успехов мирового сообщества. Этот опыт чрезвычайно важен сегодня.

Я всегда с удовольствием работаю на различных международных форумах, где участвуют представители всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Считаю, что научные конференции, культурные фестивали, спортивные мероприятия, саммит АТЭС, который мы сейчас готовим во Владивостоке, - все это примеры того, что и сегодня разные страны могут договориться. Договориться жить в мире и согласии на берегах Тихого Океана.Виктор ГОРЧАКОВ, председатель комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края.

«Золотой Рог».

"