Posted 2 апреля 2015,, 10:55

Published 2 апреля 2015,, 10:55

Modified 19 августа 2022,, 19:31

Updated 19 августа 2022,, 19:31

Трагедия "Дальнего Востока": Росрыболовство не спешит на помощь терпящим бедствие рыбакам

2 апреля 2015, 10:55
Как выяснилось, первыми настоящими спасателями рыбаков с затонувшего у берегов Камчатки БАТМ "Дальний Восток" стали их коллеги.

Как уже сообщала деловая газета «Золотой Рог», в ночь с 1 на 2 апреля в 300 км южнее Магадана в акватории Охотского моря затонул большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток». Судно работало в группе промысловых судов. На борту находилось 132 человека: 78 граждан Российской Федерации, в том числе, по разным данным, 38 - 41 приморец, 54 гражданина Украины, Латвии, Вануату, Мьянмы.

Спасательные работы в зоне бедствия начались незамедлительно после получения сигнала. Сейчас в районе бедствия находится 26 судов. Спасательная операция продолжается. В ней задействовано 1397 человек и 32 единицы техники. Подняты из воды 117 человек. Спасти удалось 63 рыбака. К сожалению, обнаружено 54 погибших. Судьба 15 человек пока остается неизвестной.

На месте ЧС продолжаются работы по поиску этих людей. Главная задача – в кратчайшие сроки доставить пострадавших спасательными судами в медицинские учреждения.

Часть пострадавших находится в городе Невельске Сахалинской области, где им оказывается медицинская помощь. Замглавы МЧС России во время оперативного селекторного совещания призвал медицинские учреждения региона «подготовиться к приему пострадавших в результате крушения траулера в Охотском море». Он также сообщил, что авиация МЧС России находится в готовности к эвакуации наиболее тяжелых пострадавших в медучреждения.

«Прорабатывается вопрос об эвакуации семи пострадавших, находящихся в наиболее тяжелом состоянии вертолетом», - заявил Владимир Степанов.

Организована работа оперативных штабов Дальневосточного регионального центра МЧС России, Главного управления МЧС России по Камчатскому краю и Главных управлений МЧС России по Магаданской и Сахалинской областям.

Пока идет спасательная операция, следственными органами по факту крушения БМРТ «Дальний Восток» возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ, часть 3 «Нарушение движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек».

Следственный комитет пытается установить объективную картину случившегося. Уже объявлено о том, что идет выемка документации по данному судну как у компании-судовладельца, так и капитанов портов, к которым было приписано судно и из которых оно выходило.

В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием, – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судном со стороны судовладельца и штурманского состава.

Между тем председатель комиссии по ЧС Камчатского края Сергей Хабаров распространил сведения о возможных причинах катастрофы. По его словам, в качестве основной версии крушения траулера рассматривается опрокидывание судна вверх килем (оверкиль) в процессе подъема многотонного трала: «Возможно, произошел оверкиль в результате подъема трала с рыбопродукцией на верхнюю палубу, затем произошло опрокидывание судна».

Однако многие моряки, работавшие на судах этого типа, называют эту версию маловероятной. Вот как прокомментировал «Золотому Рогу» эту трагедию в неофициальном разговоре один из рыбаков, долгое время проработавший на БАТМ.

«Опрокидывание судна во время выборки трала практически невозможно, так как выборка трала контролируется штурманами, находящимися на мостике, где висит кренометр. Если судно затонуло сразу после наступления 4 часов утра, то на вахту заступил старший помощник капитана. Часто вместе с ним несет вахту 4-й помощник капитана, так как при выборке один из штурманов стоит на руле и подруливает, а один может по микрофону общаться с тралмастером. Кроме того, 2-й помощник капитана, сдав вахту, мог остаться на мостике, чтобы посмотреть, что он наловил, так как вероятнее всего, именно он и проводил данное траление. Чтобы понять истинные причины трагедии, нужно точно знать, сколько продукции находилось в трюмах судна и как было распределено топливо по танкам. В корме судна также находится мукомольный трюм. Если он быль полным, а это могло быть - ведь путина завершается, то полный трюм только способствовал устойчивости.

Практика показывает, что, даже взяв на борт мешок со 100 т рыбы, БАТМ никогда не показывает критический крен. Палуба судна расположена так, что рыба равномерно в мешке распределена по всей длине палубы. Бывают случаи, когда на небольших сейнерах лопаются мешки с рыбой, и тогда рыба, выливаясь на палубу, ломает деревянные перегородки и скапливается в каком-то одном кармане у борта. Но у БАТМ там железные перегородки и рыба не могла их сломать.

Еще один момент, который будет прояснять следствие, был ли на палубе второй мешок с рыбой. Бывает, что капитаны «залавливаются», один мешок выливают в бункера – а их на корме три - и привязывают по мешку к каждому борту. Но в этих случаях на палубе может лежать уже около 150 тонн, однако маловероятно, что даже смешение двух мешков могло привести к опрокидыванию. Могли ли мешки сместиться в результате неожиданного маневра? Вероятность мизерная, но она существует, допустим, если судно было вынуждено резко повернуть, уклоняясь от препятствия или совершая разворот. Кое-кто из спасенных рыбаков уже заявил, что судно могло уворачиваться от дрейфующей льдины.

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что сигнал бедствия не был подан. Хотя как указывается, что судно тонуло около 15 минут. Безусловно, что версий пока очень много. Если рассматривать версию с пробоиной, то она более вероятна. Нам, российским морякам понятно, что когда более 30% экипажа - азиатские моряки, борьба за живучесть судна будет проиграна. Если льдина пробила корпус ниже ватерлинии, а в цеху 50 малайцев, кто будет заводить пластырь и откачивать воду? Это недопустимо, чтобы судовладелец нанимал на суда неквалифицированных рыбаков. Необходимо выяснить, как они попали на борт, какие квалификационные документы разрешающие им работу на судах рыбопромыслового флота у них были и как портовые власти выпустили этих людей в рейс. Надеюсь, что в ближайшее время экипаж расскажет, что он видел и как он спасал свой траулер.

Напомним, что несколько лет назад краболов, принадлежащий компании «Восток-1» также затонул, и на его борту было много граждан Индонезии, которые, как рассказывали выжившие члены экипажа, в момент аварии даже не знали, как бороться за живучесть и что им нужно делать при сигнале «покинуть судно»».

Между тем Федеральное агентство по рыболовству пока не сообщает подробностей о самой компании. Сайт ведомства официально на момент написания материала не сообщал о трагедии. В Территориальном управлении Росрыболовства по Приморскому края «ЗР» сообщили, что спасательную операцию проводят сахалинские службы.

Однако первыми настоящими спасателями рыбаков с БАТМ «Дальний Восток» стали их коллеги. Более 26 судов пришло на помощь терпящим бедствие. «Все судовладельцы и все капитаны мгновенно прекратили промысел, кто шел с тралами, их выбрали и пошли спасать людей. Штатного спасателя Росрыболовства в этом районе рыбаки не наблюдали, - сказали «ЗР» в службе безопасности одной из рыболовных компаний. – Возможно, это повод служебного расследования».

Прояснить ситуацию с работой спасательного судна «ЗР» попытался в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ. Это учреждение входит в структуру Росрыболовства. «Комментировать мы отказываемся», - заявили в подразделении Росрыболовства.

По неофициальной информации, ЛСС «Справедливый» только вышел от берегов Сахалина. Не исключено, что у следственных органов возникнут вопросы к представителям Росрыболовства, каким образом осуществляется дежурство судов в районе промысла самой многочисленной по составу судов путине года. Ведь кроме «Справедливого» в спасательного отряда входят ЛСС «Суворовец», ЛСС «Сибирский», МСБ «Капитан Клюев», МСБ «Преданный», МСБ «Юрий Орленко», МПС «Дозорный».

Виталий МОРОЗОВ, Газета «Золотой Рог», Владивосток.

"