Posted 18 января 2016, 23:30
Published 18 января 2016, 23:30
Modified 20 августа, 07:55
Updated 20 августа, 07:55
Будущее за теми компаниями, чьи руководители готовы к изменениям
Возможности, появляющиеся у Владивостока с получением статуса Свободного порта – самая обсуждаемая тема последнего времени. Впрочем, и до получения статуса приморский бизнес начал ощущать потребность в адаптации к новым реалиям, когда происходит растворение традиционных организационных границ, новые технологии разрушают старые методы работы, появляются новые ценности и ожидания нового поколения. Но не все руководители ясно осознают, что растущая глобализация, порождает потребность в лидерстве и на межкультурном уровне, пишет Деловая газета "Золотой Рог".
- В контексте открытого порта, появления на рынке новых иностранных инвесторов, внедрения мировых стандартов ведения бизнеса на территории Приморья продвинутые руководители обязаны уметь эффективно работать с коллегами из разных стран и управлять мультикультурными командами, - считает коуч, член Международной Федерации Коучинга ICF, эксперт в области кросс-культурных коммуникаций, инициатор проекта Coach For Pacific Ольга ГЕРАСИМОВА, объясняя, почему на рынке коучинга растет число запросов как от пришедших в край иностранных компаний, так и от российского менеджмента, которому сложно встроиться в новые реалии. Иностранные компании приносят новые стандарты работы. Та же компания «Джи 1 Интертейнмент», построившая первую очередь интегрированной курортной зоны «Приморье», отличается системой менеджмента с точки зрения быстроты принятия и взвешенности решений, оптимизированнности бизнес-процессов.
- При этом менеджмент компании признается в существующих проблемах с персоналом, в том, что, потратив массу времени на обучение, нельзя ни на минуту ослабить функцию контроля, а ведь это лучшие из претендентов на вакансии, прошедшие жесткий отбор…
- Я бы задала такой вопрос: а как, по вашему, персонал относится к долгосрочности своей работы в вашей компании, что можно сделать для того, чтобы эти люди стали идентифицировать себя с компанией? К каким вызовам необходимо готовить сотрудников? Какие преимущества работы в мультинациональной компании очевидны для сотрудников всех уровней? Не сомневаюсь, что руководство компании, разобравшись с рутинными HR-задачами, привлечет к работе коучей. Не исключаю также, что это будут российские, а может даже местные специалисты, лучше иностранных коучей понимающие российскую ментальность.
- И каковы возможности коуча в установлении кросс-культурных коммуникаций?
- Коуч помогает понять, что такого есть в данной культуре, что можно применить для решения общей задачи, какие сложности вы испытываете, столкнувшись с незнакомой средой и как можно нивелировать их влияние. Коуч помогает проанализировать особенности культурных традиций и найти то объединяющее рациональное зерно, что поможет работать интернациональной команде эффективно и сплоченно. Грамотный специалист в течение первых пяти минут помогает клиенту определить проблемные зоны, установить эффективную коммуникацию и найти общий язык.
Это очень важно. Мы почему-то наивно ожидаем, что иностранные компании пришли на рынок – и сразу все про нас поняли, а они, в свою очередь недоумевают, почему мы не готовы быстро встроиться в понятные им стандарты. Разница в российской и общемировой ментальности огромна. Мы, россияне, традиционно уверены в своей исключительности и правоте и не очень-то готовы подстраиваться под кого-то, даже решая общую задачу. И поговорка «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят» это подтверждает.
Приведу пример из собственной практики, когда я руководила туристическим бюро Гуама в России. Как только мы начали работать, в деловой переписке головной офис обратился к нам: please, advice (что буквально означает «пожалуйста, посоветуйте»). И мы, русские, развернулись, и давай советовать! Нам наконец-то дали возможность кого-то поучить! Нас послушали и сказали: вот эта пара пунктов, пожалуй, может войти в стратегию, а эти – оставим на будущее (как оказалось позже, на неопределенное будущее, т.е. по сути, это одна из вежливых форм отказа). Разница в том, что они знали пределы «please, advice», а мы – нет.
Нам действительно не всегда просто увидеть ситуацию со стороны, тем более что есть понятие «прямой» и «непрямой» культуры. Так, у немцев культура более прямая, у нас - чуть мягче, а восточная – наиболее мягкая. И когда ты общаешься с корейцами или японцами, то никогда не услышишь «нет», что вовсе не означает того, что тебе говорят «да». Более того, у японцев десяток вариантов этого самого «да». Так, во время обсуждения сделки японец кивает головой, что воспринимается российским партнером, как согласие, а на деле это может значить «да, я вас слышу», «да, я понял, что вы хотите от меня, но мне надо посоветоваться», «лично я бы с вами согласился, но мои партнеры – вряд ли» и т.д. Мягкая восточная культура не предполагает жесткой конфронтации. Мы же к этому не готовы и часто неправильно интерпретируем слова и фразы. И это не вопрос перевода. Понимая значение слова, мы не всегда понимаем, что на самом деле скрыто за этим значением.
- Коучинг – выбор крупных компаний? Это ведь недешевая услуга.
- Это вопрос не масштаба компании – а ментальности руководства. Коучинг недешев, но эффект от него не сравним ни с какими тренингами. В то время как один приличный 2-дневный тренинг для одного сотрудника стоит во Владивостоке не менее 20 тысяч рублей, за эту сумму можно получить пакет из десяти коуч-сессий, с помощью которых человек пройдет значительный трансформационный путь. Ни один тренинг не научит системному видению, критическому и стратегическому мышлению. А в коучинге это прорабатывается.
- Сколько стоит коуч-сессия во Владивостоке?
- Ценовой разрыв на местном рынке - от 1 до 15 тысяч рублей за сессию. Во Владивостоке эта услуга пока еще не так востребована, как на западе страны: в Москве минимальная стоимость сессии приличного уровня – от 10 тысяч рублей и выше. Сессии проходят с определенной периодичностью, позволяющей оценить промежуточные результаты. В некоторых случаях, решаются чисто прикладные задачи.
- Например?
- Руководитель местного подразделения компании не может сделать выбор, кого из двух сотрудников сократить: оба специалиста его устраивают полностью, но есть решение сверху, и он вынужден подчиняться.
- И чем в этом случае может помочь коуч?
- Он побуждает клиента проанализировать, какие цели на будущее стоят перед его бизнесом, кто из сотрудников наиболее полно им отвечает, какова ценность каждого для остальной команды и т.д. И на практике чаще выбираются те менеджеры, которые сами готовы быстро адаптироваться к новым условиям, потому что потребность в гибкости и скорости отклика возрастает именно в кризисный период.
Случается наоборот: менеджер знает о том, что ему грозит сокращение, и приходит на сессию с запросом «я хочу остаться в этой компании, но не понимаю, что для этого нужно сделать, тем более что нахожусь в прекрасных отношениях со своим конкурентом». Спрашиваю – что, на ваш взгляд, требует от вас бизнес? Что от вас ждет команда? Что важно вашему непосредственному руководителю? Нередко слышу в ответ: «Да ему главное, чтобы деньги были». Хорошо, тогда что вы можете сделать для того, чтобы в компании были деньги, что в вас есть такого, чтобы решать эту задачу, каков ваш потенциал? И начинается анализ ситуации: клиент сам проговаривает свои сильные и слабые места, начинает менять себя и находит новые решения, в которые, к слову, может быть встроен и его конкурент, - включается антикризисное мышление, работающее не ради себя, а в целях компании. То есть, не «я хочу сидеть и получать деньги», а «что я должен сделать, чтобы сохранить свое место работы, чтобы моя команда и руководитель были довольны, а компания развивалась».
- Насколько готов приморский бизнес к услугам коуча?
- В целом руководители понимают, что в сегодня бизнес требует качественно новых подходов, просто кто-то говорит об этом с точки зрения выхода на IPO, а кто-то с точки зрения изменения системы менеджмента. В любом случае жить вчерашним днем недопустимая роскошь. Есть компании, которые ни завтра, ни даже послезавтра не будут работать с иностранцами, но деловая среда региона, в которой они работают, будет меняться под влиянием прихода новых зарубежных игроков, как и стандарты ведения бизнеса. Коучинг – это уже привычный инструмент в международной практике. И его приход на Дальний Восток - это абсолютно закономерный процесс. Того управленческого опыта, что вчера нам всем казался достаточным, завтра будет явно не хватать. Выстоят не все. Впереди будут те, кто будет успевать меняться в соответствии с требованиями времени.
Татьяна СУШЕНЦОВА. Газета «Золотой Рог», Владивосток.