Posted 17 августа 2016, 02:20

Published 17 августа 2016, 02:20

Modified 20 августа, 10:53

Updated 20 августа, 10:53

Приморским сельхозпроизводителям придется лицензировать утилизацию навоза

17 августа 2016, 02:20
С 1 июля вступили в силу поправки в 99-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

С 1 июля вступили в силу поправки в 99-ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

Согласно этим поправкам компании и предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности. Как пояснили в Приморском управлении Росприроднадзора, под действие этого закона попадают в том числе те юридические лица, которые заняты сельхозпроизводством. В большинстве своем это животноводческие сельхозпредприятия, частично этот закон затронет крестьянско-фермерские хозяйства, пишет Деловая газета "Золотой Рог".

Этот закон обсуждался в течение нескольких месяцев и вызвал неоднозначную реакцию сельхозпроизводителей. Лицензировать им придется утилизацию навоза, помета и прочих ценных для растениеводства отходов, а сама утилизация по определенным правилам становится теперь обязательной, поскольку хранение и использование этих отходов с нарушением норм наносит вред окружающей среде, считают в Минприроде РФ.

Обычно в селе все производители хранили навоз традиционным способом: собирали его в бурты, где он находился в течение полугода, там шел процесс его превращения в удобрение. До введения этих поправок хозяйства хранили навоз в соответствии с установленными ветеринарными правилами. И следил за их соблюдением Россельхознадзор. Теперь же новые правила меняют этот порядок и предполагают дополнительные затраты для сельхозпроизводителей на приобретение оборудования и организацию места хранения отходов. Без выполнения новых требований невозможно будет получить лицензию. Это, собственно, и вызвало реакцию сельхозпроизводителей, и не только их, опасающихся сокращения количества небольших хозяйств, которым не по силам эти дополнительные затраты. Резко отреагировали на новые нормы закона некоторые главы регионов, например президент Татарстана, предложив экологам идти туда, где есть реальный мусор, – на свалки.

- Само по себе лицензирование ничего не изменит, только добавятся штрафы, поборы, - считает руководитель СХПК «Новолитовское» Николай ЛЕМЕШЕВСКИЙ. - А это вылезет дальше затуханием животноводства, удорожанием продукции и импортом. К тому же у нас часто новые правила доходят вплоть до подворья. Сегодня дошло уже до того, что мы не имеем права по некоторым требованиям курице голову отрубить и суп сварить - ее надо отвезти на убойный пункт. Или поросенка дома никто зарезать не может, потому что надо вести на убойный пункт, иначе возникнет вопрос: куда утилизировать биологические отходы? Для того, чтобы утилизировать таким образом навоз, нужно построить железобетонные емкости на тысячу тонн, делать отводы стоков и т.д. Это большие затраты для небольших хозяйств. Тем более они не создают такой страшной концентрации отходов, которая бы «давила» на природу.

Основная масса сельхозпроизводителей в Приморье – это предприятия, содержащие сотни голов скота. Эта практика, по словам Николая Лемешевского, была распространена и в советское время, когда поголовье даже крупных совхозов было рассредоточено по нескольким фермам, что позволяло избегать концентрации животных в одном месте и смягчало экологические проблемы. Сегодня же, когда все громкие планы развития животноводства связывают с гигантскими по масштабам производствами, экологические вопросы оказываются первостепенными. Рассредоточить производство сегодня при наличии большого запаса земельных ресурсов, огромных площадей, зачастую пустующих, не позволяет, по словам инвесторов, дороговизна инфраструктуры.

Очевидно, новые требования рассчитаны в первую очередь на крупные производства. Но таких агропромышленных предприятий в Приморском крае пока нет. Наиболее крупные приморские фермы, например молочный комплекс «Грин Агро», где сейчас содержится 1800 голов дойного стада, строились относительно недавно и, естественно, с учетом требований экологического законодательства. «Сейчас проект любого комплекса подразумевает этот цикл: сбор отходов, переработка и вынос на поля. Ни один проект не пройдет госэкспертизу и не получит субсидирование без раздела по поводу отходов. У нас на комплексе замкнутый производственный цикл, и строительство его велось с учетом всех требований действующего законодательства», - поясняет генеральный директор «СГБ Менеджмент» Александр БЕККЕР.

Собственно, переработка отходов животноводческих хозяйств вполне могла бы стать еще одной статьей дохода предприятий, тем более органическое удобрение с учетом роста интереса к так называемой «зеленой экономике» и экопродуктам могло бы с успехом заменить химические удобрения, широко применяемые на наших полях. Но, как оказалось, спрос на эти продукты переработки даже при очень низкой цене в приморских условиях хозяйствования невысок. В Приморье есть животноводческие предприятия, которые производят такой продукт и испытывают определенные проблемы с его сбытом.

- Мы построили цех по производству удобрений на основе куриного помета, - рассказывает генеральный директор Уссурийской птицефабрики Евгений РАЗНИК. – Была такая федеральная программа, нас поддержал краевой бюджет, мы получили субсидию на его строительство. Сейчас продаем это удобрение практически даром - по 200 рублей за кубометр, но очень тяжело идут продажи. Причина в высоких транспортных издержках. У сельхозпроизводителей обычно тысячи гектаров полей, им нужны сотни тонн этих удобрений. А чтобы довезти те же 10 кубов (5 тонн) от Артема, где мы расположены, до, допустим, Лесозаводска, нужно заплатить 5 тыс. руб. У них лишних денег нет.

Стоит отметить, что основная масса фермеров в Приморском крае не является юридическими лицами, а потому не попадает под новые требования Минприроды РФ, и соответственно, утилизация отходов их сельскохозяйственных животных не требует лицензирования. Как пояснили в Приморском управлении Росприроднадзора, закон касается только юридических лиц.

Елена АБАШЕВА. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

Подпишитесь