Posted 30 мая 2011, 16:40
Published 30 мая 2011, 16:40
Modified 20 августа, 07:33
Updated 20 августа, 07:33
Слова «форвард», «фьючерс» и «валютный опцион» постепенно входят в практику общения бизнеса с банками. Последние события на валютных рынках заставляют предпринимателей по-новому взглянуть на проблемы страхования специфических рисков, связанных с ведением внешнеэкономической деятельности. В Приморье за услугами по хеджированию валютного риска абсолютно точно можно обратиться в Альфа-Банк, ВТБ, Сбербанк и Банк «Приморье».
По словам главного специалиста отдела документарных операций и валютного контроля Владивостокского филиала ВТБ Юрия ДЯТЛОВА, в тот момент, когда ВТБ осуществлял первые сделки по хеджированию валютного риска, большая часть кредитных организаций в Приморском крае лишь присматривалась к этой услуге, а точнее, решала, окажется ли она востребована у регионального бизнеса.
В разгар кризиса многие банки и вовсе приостановили использование срочных сделок в расчетах с клиентами. Юрий Дятлов вспоминает, что именно осенью 2008 года ВТБ в Приморье предлагал клиентам осуществить сделки по хеджированию платежей по среднесрочным внешнеторговым импортным контрактам и зафиксировать курс доллара США на отметке 28 рублей. Подобный курс показался многим заоблачным. Тем временем американская валюта активно пошла в рост, достигнув уровня 35-36 рублей за доллар.
Юрий Дятлов полагает, что потребность использования инструментов хеджирования валютного и процентного риска со временем будет только возрастать.
Начальник казначейства ОАО АКБ «Приморье» Андрей ЗВЕРЕВ считает, что в рамках хеджирования в нашей стране наиболее распространены фьючерсы и форварды. Рынок опционов развит слабо.
«Для реализации клиентских запросов по хеджированию валютных рисков Альфа-Банк использует все подходящие для этого инструменты, в число которых входят фьючерсные и форвардные контракты, свопы, опционы и ряд других экзотических инструментов. В отдельных случаях комплексного хеджирования рисков из вышеперечисленных инструментов собирается структурированный продукт, способный снизить риск с минимальными затратами», - рассказывает начальник отдела инвестиционных продуктов Альфа-Банка Игорь АКИНЬШИН.
По словам начальника отдела по обслуживанию на финансовых рынках Приморского отделения Сбербанка России Николая ВАСЮКА, на сегодня в банке предлагают три вида хеджирования - поставочный форвард, расчетный форвард и опцион. В ближайшем будущем в Сбербанке появится биржевой эквивалент форварда - фьючерсные контракты на иностранные валюты на площадке FORTS Фондовой биржи РТС (РТС).
Эксперты отмечают, что сфера деятельности компаний, которые решили воспользоваться такой банковской услугой как хеджирование, не принципиальна. Важно наличие в будущем расчетов в иностранной валюте и желание защитить себя от рисков неблагоприятного изменения курсов. Так, валютный форвард позволяет зафиксировать курс покупки или продажи валюты, при этом не требуется уплаты премии. Опцион позволяет «участвовать» в благоприятном движении и защищает от неблагоприятного.
Для того, чтобы понять, насколько выгодно хеджирование для бизнеса, достаточно привести несколько примеров. Так, например, использование срочных сделок эффективно при страховании платежей по импортным непокрытым аккредитивам.
«Полагаю, что в текущей экономической ситуации хеджирование валютного риска - незаменимый инструмент финансовой политики компаний-экспортеров. Например, компания экспортирует коксующийся уголь в Республику Корея, естественно, что заграничные партнеры оплачивают сделку в валюте, тогда как сотрудники российского предприятия получают зарплату в рублях. В рублях же осуществляется оплата налоговых и других платежей в бюджетную систему России. Таким образом, если существует временной разрыв между моментом поставки угля и фактическим получением экспортной выручки, то возникает существенный риск продажи валюты по более низкому курсу и получения незапланированного убытка. Именно такие риски можно полностью устранить при помощи сделок «форвард» и «валютный опцион»», - говорит Юрий Дятлов.
Андрей Зверев таким образом рассказывает о плюсах хеджирования: «Например, экспортер заключил 1 января контракт с японским контрагентом на поставку 1 тыс. единиц товара, за который через полгода он должен получить $10 за единицу. Соответственно, через шесть месяцев экспортер ожидает поступление $10 тыс. Как мы видим, курс доллара достаточно нестабилен, и продолжительный период времени варьируется в пределах 27-30 рублей. Чтобы застраховаться от риска падения курса, экспортер заключает с банком сделку хеджирования на продажу валюты по курсу 27,80 рубля за $1 (при текущем 27,50 рубля). В итоге через полгода клиент, получая валютную выручку от экспортной сделки, направляет в банк определенные средства в счет покрытия своих обязательств, а банк зачисляет ему рубли по заранее оговоренному курсу. При этом если в назначенную дату экспортеру не подошли деньги, то он может пролонгировать свои обязательства на более поздний срок».
Дальневосточный клиент постепенно привыкает к возможности хеджирования. Однако плохо это или хорошо, но в России преобладает позитивное мышление, бизнесмены мало чем отличаются от обычных людей, мыслят «на авось» и редко думают о том, что страховка собственной прибыли - это тоже бизнес. Во многом преградой служит и некая инертность - суть поведения финансовых директоров, которые не намерены вникать в сделки по хеджированию и другие подобные операции.
В то же время, как замечает Юрий Дятлов, курсы валют не поддаются долгосрочному прогнозированию. Никто не может со 100% уверенностью сказать, что будет с курсом валют через год, так как большинство сделок мирового валютного рынка носят сугубо спекулятивный характер. При этом то, куда качнется чаша весов, подчас зависит не от адекватных экономических составляющих, а от эмоциональных факторов, новостей об убийстве террористических лидеров или свадьбе в монаршем семействе. В таких условиях именно хеджирование становится сродни полису ДМС - единственным гарантом стабильности «финансового здоровья» компании-участника внешнеэкономической деятельности.