Posted 10 ноября 2020, 05:26
Published 10 ноября 2020, 05:26
Modified 20 августа, 12:10
Updated 20 августа, 12:10
Мы живём в эпоху высоких технологий. Персональные гаджеты и различного рода «умные» электронные приборы и системы, от кофеварки и банкомата до видео-няни, электронного сторожа и умного дома, в целом стали привычными элементами быта современного человека. Сегодня микроэлектроника — один из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики. У нас же, в России, несмотря на наличие интеллектуального потенциала, отрасль пока далека от процветания.
Остатки былой мощи
Далеко за примерами ходить не нужно. Люди старшего поколения отлично помнят времена, когда Приморье было одним из центров отечественного приборостроения. Сложные электронные устройства для оборонного комплекса и гражданских нужд выпускали сразу несколько крупных заводов во Владивостоке. Некоторые из них работают и по сей день, но от былой мощи не осталось и следа — производство схлопнулось в конце девяностых – начале двухтысячных годов почти до нуля, возобновившись впоследствии далеко не в тех объёмах и масштабах.
На заводах «Дальприбор», «Варяг», «Изумруд» — некогда мощных промышленных предприятиях — жизнь сегодня теплится в основном за счёт оборонных заказов. При этом производство занимает лишь скромную часть былых заводских площадей, большая доля которых теперь сдаётся в аренду коммерческим фирмам под торговые помещения и офисы.
Тем не менее заводы занимают свою нишу в военном приборостроении.
— Завод «Варяг» — это такая же легенда, как и его тёзка — легендарный крейсер. Безусловно, создание современного подводного флота невозможно без продукции вашего завода. Ни одна подводная лодка не обходится без ваших систем, надёжных и проверенных временем, — такие слова произнес губернатор Приморского края Олег КОЖЕМЯКО, поздравляя заводчан с 45-летием предприятия в ноябре 2018 года.
А вот у завода «Радиоприбор», в былые годы крупнейшего на Дальнем Востоке производителя радиотеэлектроники для оборонно-промышленного комплекса, имеющего статус стратегического предприятия, дела обстоят намного хуже. Летом этого года имущество завода выставили на торги. Но они в итоге не состоялись, поскольку желающих купить предприятие не нашлось.
Интеллектуальный потенциал есть
Между тем традиционно сильная в Приморье инженерная школа, которая ещё с советских времён обеспечивала кадрами в том числе и вышеупомянутые заводы, всё ещё сохраняет свои позиции.
Об этом свидетельствует в том числе и завершившийся недавно краевой конкурс инновационных проектов «Приморский старт». Десять лучших проектов, предполагающих внедрение высоких технологий, получили гранты в размере до двух миллионов рублей.
К примеру, проект «Атлантис» представляет собой технологию подъёма затонувших судов за счёт использования гибких оболочек и подводной робототехники, которая в разы эффективнее мировых аналогов. А, например, платформа «ТОМОРУ» позволяет создавать цифровых двойников менеджеров по продажам и операторов контакт-центров, которые понимают естественную речь человека и умеют составлять сложные диалоги. Представили конкурсанты также катер-дрон для научных исследований, проект по производству колясок для маломобильных людей и многие другие перспективные разработки.
— Возможно, этого не видно невооруженным глазом, но инженерная мысль в Приморье развивается. Большая работа проводится на базе нашего университета в рамках различных программ, подразумевающих научную поддержку экономики. Одно из заметных направлений — роботизация производства знаменитого завода «Прогресс» в Арсеньеве, — рассказывает инженер кафедры Технологии промышленного производства Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Сергей БОБОШКО.
Созданные учёными ДВФУ роботизированные комплексы для обработки изделий из полимерно-композиционных материалов и обработки отливок из магния и алюминия работают на ПАО Арсеньевская Авиационная Компания «Прогресс» с 2016 и 2018 года соответственно. Впоследствии разработчики совершенствовали первый комплекс, расширив спектр его возможностей, в том числе наделив определённой долей искусственного интеллекта, чтобы робот мог самостоятельно распознавать неизвестные ему заранее детали. Данные установки используются в производстве деталей нового многоцелевого вертолёта Ка-62.
Эта работа ведётся в рамках Постановления правительства № 218 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств».
— В настоящее время идёт третий проект по этой же программе министерства образования и науки, он посвящён внедрению металлизации полимерных панелей вертолётов, которая обеспечит дополнительную молниезащиту и одновременно позволит уменьшить вес летательного аппарата. Техническими решениями, которые мы внедрили на Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс», интересуются и другие предприятия. А вообще, это хоть и самое известное, но не единственное направление деятельности. Запросов к науке в части автоматизации и интеллектуализации технологических процессов, внедрения современной электроники, мехатроники у реального сектора много, и мы успешно работаем над этими задачами, — отмечает Сергей Бобошко.
Как поставить на поток
Между тем монетизировать этот интеллектуальный капитал Приморью пока в полной мере не удаётся. И это, пожалуй, общая для всех регионов проблема.
— Любое высокотехнологичное производство — это серьёзные и долгосрочные вложения. Не на год и не на два — они быстро не окупятся. Второе, о чём надо думать, — чтобы себестоимость была низкая и конкурировать можно было с кем-то, должна быть массовость производства, — подчёркивает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей КАТЫРИН.
По данным Торгово-промышленной палаты, сегодня на российском рынке электроники работает 1 600 производителей, 400 из них принадлежат государству. Объём рынка эксперты оценивают в 3,6 триллиона рублей. При этом доля продукции отечественного производства на нём не превышает пяти процентов, то есть 180 миллиардов рублей. Из них на 70 миллиардов рублей выпускается электронных проборов для оборонно-промышленного комплекса и космоса, доля промышленной электроники составляет 36 миллиардов рублей, 18 миллионов рублей приходится на средства связи, 16 — на системы безопасности, 15 — на светотехнику и 25 — на прочие устройства.
Президент Торгово-промышленной палаты подчёркивает, что для успешного развития отрасли необходимо в первую очередь создавать условия для инвесторов.
— Если мы будем рассчитывать только на государство, что вот оно будет вкладывать в эту отрасль, и только государство, то, конечно, далеко мы не рванём, — замечает Сергей Катырин.
Между тем в Приморье в 2017 году по поручению президента страны Владимира Путина на базе ДВФУ создан технопарк «Русский», призванный стать центром координации поддержки технологических проектов на Дальнем Востоке. Задача технопарка, число резидентов которого сегодня плавно приближается к сотне, — привлекать инвесторов на российский рынок высоких технологий и помогать продвижению отечественных разработок на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
— Здесь нужны такие же нестандартные решения, как и с IT-отраслью. Когда не для всех вообще, а именно для IT-компаний создали необычайные условия по привлекательности с минимальным налогами, какие сегодня для этих компаний созданы в Российской Федерации, — подчёркивает президент Торгово-Промышленной палаты Сергей Катырин.
Так или иначе, но сегодня уже очевидно, что былыми советскими успехами электронной промышленности в Приморье, безусловно, можно гордиться и продолжать славные традиции, но та прежняя база, даже если и сохранилась, то изрядно устарела и вряд ли способна обеспечить прорыв в светлое будущее. Новая история отрасли должна начаться с чистого листа.