Posted 3 сентября 2013,, 06:15

Published 3 сентября 2013,, 06:15

Modified 19 августа 2022,, 19:32

Updated 19 августа 2022,, 19:32

Приморскую "Звезду", загубленную ОСК, вручили нефтяникам

3 сентября 2013, 06:15
Владимир ПУТИН: "Короче, умирает все. И здесь все умирает, и у вас все умирает, и здесь сорвали проект огромный. Во всяком случае, внесли свой существенный вклад в срыв этого проекта. Молодцы, очень по‑нашему".

Президент России лично нажал на кнопку «перезагрузки» многострадального проекта

Как и следовало ожидать, Президент РФ Владимир ПУТИН поддержал идею президента «Роснефти» Игоря СЕЧИНА о продаже приморской судоверфи «Звезда» консорциуму частных инвесторов.

В ходе совещания во Владивостоке Сечин рассказал, что предлагается создать консорциум с участием Газпромбанка, «Роснефти» как якорного заказчика и технологических партнеров, которыми могут стать американские General Electric, Parker Drilling, а также южнокорейские компании. Ранее корейские инвесторы вышли из проекта «суперверфи», устав ждать конкретных шагов от российских партнеров.

Досье «ЗР»

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в настоящее время реализует проект по строительству на базе ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень) верфи нового поколения. Предполагается, что после реализации проекта комплекс будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники. ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, дальневосточная «дочка» ОСК) принадлежит 53,22% акций ОАО «ДВЗ «Звезда», Федеральному агентству по управлению госимуществом - 46,78%. Ранее планировалось, что проект создания суперверфи будет реализован ОСК совместно с южнокорейской Daewoo Shipbuilding Maritime Engineering (DSME). 15 мая 2010 года стороны заключили контракт по проектировке новой верфи. Корейская сторона владела 19,5% уставного капитала СП, российская - 80,5%. Однако в конце 2012 года ОСК решила строить верфь «Звезда» на Дальнем Востоке уже без корейцев.

19 августа во время посещения «Звезды» вице-премьер Дмитрий РОГОЗИН раскритиковал ход строительства, возложив вину на ОСК. «Стало ясно, что задержка при строительстве завода составляет 14 месяцев. Сегодня был принципиально поставлен вопрос, мы обсудили его с ведущими заказчиками - «Газпромом» и «Роснефтью». Стало ясно, что напряжение, которое возникло в ситуации с ОСК, достигло своего апогея. Еще весной стало ясно, что ничего здесь не происходит. В правительство присылали какие-то фотоотчеты, чуть ли не с фотомонтажом. Мне пришлось поставить вопрос об освобождении с занимаемой должности президента ОСК господина ДЬЯЧКОВА. Терпеть, чтобы месяцами стоял без производства данный завод, деградировал такой великий, по сути дела, проект, просто нет никакой возможности», - заявил Рогозин.

Отметим, что вслед за Александром Дьячковым вскоре последовал и известный приморский бизнесмен Игорь БОРБОТ, занимавшийся проектом верфи последние два с половиной года, в том числе и в должности гендиректора ДЦСС. Без работы Борбот оставался недолго: вскоре стало известно, что он возглавил один из департаментов в компании «Роснефть». И на совещании с участием Путина был представлен уже в этой ипостаси. Невиноватые мы...

«На момент моего прихода были озвучены два проекта, - начал отчет президенту Борбот. - Первый как раз модернизация завода «Звезда» и создание судостроительного комплекса «Звезда», он назывался «Звезда DSME». Второй назывался «Восток-Раффлс». Первоначально тем местом, где закладывалась капсула и планировалась верфь, была бухта Чажма. Впоследствии из‑за сложностей с Министерством обороны было принято решение, что нужно искать новую точку. Совместно с нашим партнером Брайаном ЧАНГОМ мы исследовали все возможные места. На самом деле получилось так, что процесс перевода верфи с одной точки в другую занял действительно порядка полутора лет. Была создана новая концепция развития верфи совместно с немецкими, корейскими и сингапурскими партнерами, мы создали верфь по укрупненной сборке офшорных конструкций и полупогружных платформ. Параллельно разрабатывался проект «Звезда». Так вот в процессе консультаций уже с крупными именно судостроительными компаниями Кореи и Германии возникло достаточно большое количество дублирующих производств. И на самом деле пошел недостаток средств, потому что не финансировался ни один объект, ни второй объект. Поэтому было понятно, что целесообразно развивать «Звезду», с учетом понимая, что деньги использовались в основном самого предприятия «Звезда», это ДЦСС и кредитные деньги. И мы создали единую технологическую концепцию, три этапа, и «Восток-Раффлс» стал одним из технологических этапов, собственно говоря, можно реализовывать их параллельно со вторым этапом».

По словам Игоря Борбота, на сегодняшний момент концепт готов, все собрано в единую технологическую конструкцию. А вот целый год был потерян из-за банального не утверждения проекта.

«Последний год ни одно решение совета директоров ДЦСС просто не было принято. То есть мы отправляли документы на утверждение совета директоров (ОСК. - Прим. авт.), они не принимались по разным причинам. За счет этого были сорваны вопросы, связанные с покупкой технологического оборудования, часть мы купили, оно пришло, стояло девять месяцев в порту, потому что не были решены вопросы финансирования. Банки кредиты открыли, но не выдавали деньги, потому что не было решения совета директоров», - утверждает экс-глава ДЦСС. «Очень по-нашему»

Президент Владимир Путин не мог не задать вопрос: а по чьей вине стопорились решения?

Борбот: «Наверное, из‑за череды смены руководства. Не знаю, не принимались». Мы по шесть раз направляли документы. Путин: «Совета директоров чего, ОСК?»

Борбот: «Да. После ухода ТРОЦЕНКО (экс глава ОСК. - Прим. авт.) на самом деле все как обрубило. После этого решения перестали приниматься в принципе. На последних решениях, которые Роман Викторович принял, мы прожили по инерции год, после этого, естественно, монотонно мы остановились. В октябре прошлого года мы практически встали». Путин: «Ушел Троценко, и все встало, что ли?»

Министр промышленности и торговли Денис МАНТУРОВ: «Владимир Владимирович, я просто не хочу сейчас вдаваться в подробности. Собственно, поэтому вы и поменяли директора (Троценко. - Прим. авт.), то есть человек просто занимался совершенно другими вещами. Он на Дальнем Востоке не бывал». Путин: "Короче, умирает все. И здесь все умирает, и у вас все умирает, и здесь сорвали проект огромный. Во всяком случае, внесли свой существенный вклад в срыв этого проекта. Молодцы, очень по‑нашему". Без финансовой модели никак

Стоит отметить, что во время видеомоста со «Звезды» нашим корабелам даже не удалось создать видимость масштабности проекта. В центре картинки, представленной президенту России, присутствовал пустой ангар и скромный планшет с планом будущей верфи, который во время тестовой трансляции чуть не повалило тянувшим сквозняком.

На фоне планшета отдувался и. о. гендиректора ДЦСС Владимир ЦЫБИН, пришедший на смену Игорю Борботу.

«На сегодняшний день существуют проблемы, которые требуют упорядочить ведение этого строительства и, самое главное, обеспечить безусловное введение в указанные сроки. При этом предполагается, что вторая и третья очереди будут строиться параллельно, и строительство будет завершено в 2018 году. Все эти сроки согласованы, точнее синхронизированы с планами основных заказчиков, о которых вы говорили: это и «Газпром», и «Роснефть», и «Новатэк», и «Совкомфлот». На сегодняшний день существуют проблемы, связанные прежде всего с тем, что созданный концепт строительства верфи нуждается в одобрении правительством РФ. Необходимо одобрить директивный план-график строительства верфи и, самое главное, определить финансовую модель, которая обеспечит ритмичное строительство, предполагающее сдачу всех мощностей, которые мы строим, в указанные сроки. Только это позволит обеспечить работу всех заинтересованных в этом организаций и, самое главное, ритмичную работу по строительству. Мы представили документы, касающиеся финансовой модели. Они рассмотрены Минпромторгом и направлены Минэкономразвития», - отчитался Владимир Цыбин.

По его словам, концепт верфи разработан немецкой фирмой IMG, которая совместно с ДЦСС и с «Союзпроектверфью» подготовила план, согласно которому ДЦСС предполагает использовать наработки, произведенные IMG.

Но Путина больше интересовало, работает ли «Звезда» в рамках установленных ранее сроков.

«Нет, сдвижки определенные присутствуют, из‑за того что за прошедший год финансирование практически отсутствовало, в результате мы потеряли достаточно много времени, - пояснил Цыбин. - С учетом того, что технология производства оборудования, в частности кранового оборудования, предполагает порядка 14 месяцев на изготовление, конечно, мы немножечко здесь запаздываем.

Но за счет того, что в настоящее время произведена некая перегруппировка в этапах и мы объединили ранее существовавшие первый и второй этапы, мы сможем несколько наверстать упущенное. Если предполагалось ранее, что завершение строительства по третьей очереди будет в 2021 году, мы вышли на 2018 год. Поэтому хотелось бы обеспечить безусловную реализацию, и, самое главное, вы правильно говорили, чтобы у заказчиков была полная уверенность в том, что мы выполним свои работы в указанный срок и за указанные, скажем так, средства, - мы, конечно, должны иметь абсолютно понятное и, самое главное, четкое рефинансирование». Цена вопроса

По словам Дениса Мантурова, строительство судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке обойдется в более чем 100 млрд рублей.

«Предварительный расчет - это 111 млрд рублей, но я думаю, что, если делать это все параллельно и быстрее, чем заложено было изначально, будет подешевле», - пояснисл Мантуров журналистам.

Говоря о возможной стоимости актива при передаче верфи консорциуму частных инвесторов, глава Минпромторга отметил, что цена будет складываться из нескольких факторов.

«Будем исходить из того, что потрачено на сегодняшний день, это 9 млрд рублей, при этом есть уже фактическая задолженность перед исполнителями, то есть общий объем около 10 млрд рублей, плюс есть территория и уже существующие мощности, тут - вопрос оценки», - сказал Денис Мантуров.

По его словам, иностранные инвесторы смогут участвовать в проекте «Звезда» только в консорциуме.

«Иностранные инвесторы теоретически могут быть участниками консорциума, но покупка верфей иностранцами не предполагается», - сказал Денис Мантуров.

По итогам совещания во Владивостоке президент РФ дал поручение проработать, по какому формату будет реализовываться проект, связанный с центром «Звезда». «Сколько процентов останется у ОСК - это вопрос оценки», - отметил Мантуров.

По его словам, это элемент приватизации, но не когда государство напрямую продает пакет из казны, а когда дает право реализовать актив или войти им в совместное предприятие.

«Либо ОСК вложит свой актив в предприятие с участием консорциума, который будут вносить туда деньги для реализации проекта, либо они будет выкупать актив, либо это будет комбинированная сделка», - добавил он. О Корее думать в последнюю очередь

Стоит отметить, что президент Владимир Путин неудовлетворительно отозвался о работе Минпромторга по координации российских заказчиков и иностранных партнеров в области развития судостроения в РФ.

«Чем больше вы будете размещать заказов в Корее, тем меньше у них будет желания участвовать в развитии наших собственных производственных мощностей. Это разве не понятно? Я сейчас обращаюсь к российским заказчикам», - сказал Владимир Путин на совещании.

В то же время он отметил, что дело не заказчиков, а правительства, в частности Министерства промышленности и торговли, наладить работу таким образом, чтобы скоординировать российских заказчиков и иностранных возможных партнеров.

«У них (иностранных партнеров. - Прим. авт.) не будет заказов, если они не будут с нами кооперироваться и не будут вкладывать средства в развитие производства на российской территории», - сказал президент РФ.

Олег КЛИМЕНКО. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

ZRPRESS.RU, Владивосток.

#Бизнес#Экономика#Приморье#Новости#Проект закона#Звезды шоу-бизнеса#Современные технологии судостроения#Омский завод смазочных материалов#Московский нефтеперерабатывающий завод#Казанский вертолетный завод#Ульбинский металлургический завод#Конный завод#Ярославский нефтеперерабатывающий завод#Одесский припортовый завод#Сургутский завод#Шинный завод#Воронежский шинный завод#Завод#Лысковский электротехнический завод#Нефтехимический завод#СПГ-завод#Завод СПГ#Красноярский завод синтетического каучука#Судостроение#Ижорский трубный завод#Ижорские заводы#Кировский завод#Воронежский механический завод#Кировский шинный завод#Нефтеперерабатывающий завод#Новошахтинский завод нефтепродуктов#Хабаровский судостроительный завод#Балтийский завод#Выборгский судостроительный завод#Владимир Путин#Путин#Путин и Эрдоган#ОСК#Звезда Персидского залива#ДЦСС Звезда#Звезда#Звезда Дальний Восток#Судостроительный комплекс Звезда#ДВЗ Звезда#СК Звезда#Проект за рубежом#СПГ проект#Социальный проект#Национальный проект Бажен#ИНТРА ПРОЕКТ#Проекты#Нефтегазодобывающие проекты#Проект Юг#Реализация национального проекта «Экология»#Проект Алтай#Чонский проект#Инвестиционный проект#Крупные инвест проекты#Зарубежные проекты#Проект "Читалкин"#Пилотный проект#Новые проекты#Глубоководные проекты
"