Posted 10 февраля 2014,, 05:15

Published 10 февраля 2014,, 05:15

Modified 19 августа 2022,, 19:24

Updated 19 августа 2022,, 19:24

Почему школы Владивостока "не заметили" страшной московской трагедии?

10 февраля 2014, 05:15
"Лучше бы он нашу химичку грохнул…", "Эх, мне бы автомат, я бы по школе прошелся…", "На зоне этот московский школьник будет в авторитете - мента завалил"…

Началось… Тьфу-тьфу, конечно, но ощущение, что в нашей стране открыли очередной ящик с чем-то там нехорошим, не проходит. Я о недавней трагедии в московской школе, где ученик 10-го класса, учинил страшную казнь. О трагедии, жертвами которой, по моему мнению, стали все ее непосредственные участники, включая самого юного стрелка, расстрелявшего не только людей, но и свою собственную жизнь. А вот с виновниками событий не все так просто. Сдается мне, что один из главных, как говорится, фигурантов дела увильнет от ответственности.

Под ним я имею в виду школу, или институт детского образования как таковой. «А причем тут это? - спросите вы. – Ну понятно, что взаимоотношения в школе так или иначе стали одним из факторов, который подстегнул парня взяться за оружие, ну психологи школьные у нас не ахти, ну охранники малопонятные. Много у нас недостатков, согласны, но ведь главные же виновники ясны: помимо самого школьника - это его семья, в которой оружие оказалось трагически и безответственно доступно. А вот причем здесь наше образование, пусть далеко не идеальное, но все-таки выполняющие свое предназначение давать детям знания и социализирующее подрастающее поколение?»

И будете правы, но я хочу поговорить не о доступности для детей оружия, недостаточной охране, несомненном героизме полицейских и учителя...

Вдумайтесь, что могло довести до убийственных в прямом смысле слова мыслей отличника из благополучной семьи, у которого, как выясняется, и друзья были? Не ботан какой забитый, как говорится. И мало кто сомневается, что парня ждала прямая дорога в прекрасное будущее. Моя версия ответа: в наших школах давно и упорно учат не так и не тому. Последовавшие после расстрела в Москве события только подтвердили мои подозрения.

Моей дочери 15. Она учится в школе, у многих знакомых и друзей есть дети школьного возраста. Совершенно естественно, интересуемся: как отреагировали на трагедию в наших школах? Проходит день, второй, третий после трагедии, но ни в одной из наших школ ни одной беседы на эту малоприятную тему с детьми никто не проводит. Как будто ничего и не произошло. Думаете, это делается специально, чтобы уберечь детей от психологической травмы? Допустим. Тогда это грубейшая ошибка школ хотя бы потому, что дети (которые были в курсе - но об этом ниже) все равно все эти дни активно тему расстрела обсуждали – и между собой в классах, и в социальных сетях. Но в отсутствие взвешенной взрослой оценки события разговоры эти очень быстро и почти повсеместно приобрели очень нехорошую окраску. Я читал в Интернете некоторые посты-перепосты. «Лучше бы он нашу химичку грохнул…», «Эх, мне бы автомат, я бы по школе прошелся…», «На зоне он будет в авторитете - мента завалил»… Очевидно, что пока школа замалчивает страшные события, детская психика со свойственным ей максимализмом трагедию засмеивает.

Конечно, никто не снимает обязанности вести разговоры на подобные с детьми с родителей, но и тут, увы, раз на раз не приходится. В нашем классе более половины учеников узнали о трагедии от моей дочери! Возможно, в каких-то семьях не смотрят телевизор, не пользуются Интернетом, но не в половине же семей! Вывод один: в семьях нет контакта, дети предоставлены сами себе, и оценку случившегося они начали получать не от взрослых (родителей ли, учителей – не принципиально), а от своих же сверстников – то есть оценки-то по большому счету никакой и не последовало, только защитная психологическая, не всегда адекватная реакция.

Это дигноз нашей системе образования. И дело вовсе не в учителях. Большинство из них честно трудится на этом тяжелейшем поприще и не за самую большую зарплату. Все гораздо сложнее. Нам нужно понять, что образовательная, воспитательная система не должна только пичкать детей несусветным количеством знаний, большинство из которых никогда и никому в жизни не пригодится. Вот вы знаете, сколько уроков сегодня у школьников в средних и старших классах? До семи в день, шесть дней в неделю плюс незыблемое советское наследство - ДОМАШКА! Не верите? Тогда спросите у своих чад, что такое «нулевой урок»?

Мы с вами, взрослые, пишем себе конституции и либеральные трудовые законы, в которых стараемся закрепить святое право поменьше работать и побольше получать, но при этом совершенно подло забыли о своих несчастных детях, которые работают порой намного больше нас, теряя здоровье, и искренне не понимают, за что им все это с младых ногтей.

По моему личному наблюдению, подавляющее большинство взрослых этого просто не понимает или не хочет понимать (не подумайте, что я в этом смысле святой). Как-то на родительском собрании задал вопрос о разумности решения учителя задать на дом сразу 34 примера, на решение которых у ребенка ушло примерно 4 часа (и это только один предмет!). «Вы что? Без математушки дышать нельзя! Зато ваши дети по улицам после школы не будут бегать», - уверено ответила педагог, и, что самое интересное, большинство родителей это мнение разделили.

И даже при таком адском режиме учебы все равно многие дети оказываются не в состоянии запомнить то, о чем им вещают на уроках. А если и запоминают, то часто простым зубрежом, не задумываясь над смыслом. Одна знакомая пара (оба отличники и краснодипломники) недавно была в путешествии, где посетили планетарий. «Мы наконец-то поняли, как двигаются планеты в Солнечной системе!» - восторженно поведали мне люди, которые всю жизнь учились на одни «пятерки», в том числе и по астрономии.

А причем тут случай в московской школе? Да при том, что ребенок, мерилом успеха жизни которого взрослые сделали перфекционизм, тотальную успеваемость, просто надорвался – школы, секции, репетиторы… Так надрываются вокруг десятки тысяч детей: отличница, которая, получив «4», начала переворачивать парты в классе, отличник, закативший в классе истерику из-за пятерки с минусом, ребенок, за «4» избитый по лицу мамой в школьном коридоре.

В нашей школе все линейно: получил «пятерку» – ты хороший человек, получил «двойку» - отстой. Абсолютно безликая и обесчеловеченная, если хотите, система. Установка одна: хорошие отметки должны быть получены любой ценой. В случае с московским школьником цена пошла на человеческие жизни. Тут мы стали очень похожи на американцев, у которых выстрелы в школах гремят чуть ли не еженедельно. Стремление к жизненному успеху любой ценой там оборачивается трагедиями с десятками жертв.

Мой рецепт прост. Школа должна учить детей - это не обсуждается. Вот только давать тот багаж знаний, который понадобится в жизни. Все остальное - на уровне, необходимом для понимания основ мироздания. Зачем мне, скажите, зазубривать тангенсы и синусы, не понимая при этом их практическую суть? Или процесс получения соляной кислоты? Или схему устройства древнегреческого театра? И так далее.

А вот чем должна заниматься школа в первую голову, так это помогать родителям, обществу, государству растить из ребенка мыслящего человека и гражданина. Знающего свои права и обязанности, ту самую конституцию, имеющего хотя бы базовые навыки и знания, необходимые для жизни в социуме. На поверку оказывается, что без математики дышать можно, что не так важно донести до ребенка сакральное знание теории относительности. Важно научить применять эту теорию в жизни. Важнее каждый день говорить деткам о том, что нет ничего на свете ценнее человеческой жизни, закладывать, к примеру, установку, что коррупция - страшный грех.

У меня есть некоторый педагогический опыт. Поверьте, дети любого возраста любят и ценят, когда с ними разговариваешь на равных, не панибратски, а вполне на партнерских началах. Мало кто, поминая недобрым словом школьных психологов, задумался, что психологами в школе должны быть все! Учителю, прежде всего, нужно чувствовать и слышать детей, а уж во вторую очередь пичкать их формулами и цифрами.

…В выпускном классе на последнем школьном уроке в моей жизни я, не самый плохой ученик и не хулиган какой, имел неосторожность предложить учителю поговорить… о жизни. Вспомнить школьные годы и поделится планами. «Ты выйди вон из класса, а все остальные открыли учебники - читаем последний параграф», - последовал резкий ответ. Свой последний урок автор этих строк провел, сидя на подоконнике в коридоре.

Я благодарен за эти 45 минут нежданного свободного времени, можно было спокойно поразмыслить над произошедшим. Некоторые мысли, которые вы прочитали в материале, пришли в мою голову именно на том странном уроке, на котором я был одновременно и учителем, и учеником. Сегодня мне понятно, что тот 17-летний пацан, на время выключенный из школьной системы и невольно ставший сторонним наблюдателем, оказался в чем-то прав. Глядя на московскую трагедию, хочется добавить лишь: к величайшему сожалению…

Андрей ПУШКАРЁВ. ZRPRESS.RU, Владивосток. Фото РИА Новости.

"