Posted 5 ноября 2015,, 03:20

Published 5 ноября 2015,, 03:20

Modified 19 августа 2022,, 20:02

Updated 19 августа 2022,, 20:02

Глава службы судебных приставов в Приморье: "Большинство должников - это люди с достатком"

5 ноября 2015, 03:20
На вопросы деловой газеты "Золотой Рог" отвечает руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю - главный судебный пристав Приморского края Алексей Кузнецов

На вопросы деловой газеты «Золотой Рог» отвечает руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю - главный судебный пристав Приморского края Алексей Кузнецов

Как бы ни называлась Федеральная служба судебных приставов за годы 150-летней истории - а именно такой юбилей отмечается в эти дни, - главной задачей этого института всегда было обеспечение надлежащего исполнения судебных решений, пишет Деловая газета "Золотой Рог".

О том, как работается судебным приставам сегодня, каких результатов ждет от службы государство и что требуется, чтобы заставить каждого признанного судом должника платить по своим долгам, - об этом корреспондент деловой газеты «Золотой Рог» беседовал с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю - главным судебным приставом Приморского края Алексеем КУЗНЕЦОВЫМ.

- Алексей Петрович, давайте напомним нашим читателям о полномочиях вашей службы и задачах, которые приходится решать в каждодневной работе.

- Служба судебных приставов - единственный государственный орган, которому позволено в принудительном порядке обращать взыскание на имущество граждан и организаций-должников. Если другим органам, в том числе следственным и полиции, закон разрешает производить арест имущества, то наша служба в соответствии с решением суда организует его реализацию - на торгах или иным способом.

Приоритетное направление деятельности службы - пополнение бюджета. Мы являемся составной частью государственного аппарата и наряду с таможенными и налоговыми органами призваны обеспечить стабильное поступление определенных законом платежей в федеральный бюджет. Правда, если говорить о таможенных сборах, то большинство участников внешнеэкономической деятельности все-таки платят их добровольно, как и большинство субъектов экономической деятельности - налоги и пошлины налоговым органам.

Этим двум ведомствам в основном приходится работать с добросовестными плательщиками. Мы же исполняем решения и этих органов, и судов по принудительному взысканию средств тогда, когда плательщик признан должником, недобросовестным исполнителем принятых на себя обязательств. Вот в чем состоит особенность нашей деятельности.

Если говорить о некоторых ее итогах, то объем средств, перечисленных в бюджет в результате деятельности Федеральной службы судебных приставов, из года в год увеличивается, свою лепту в эту работу вносит и Приморское управление. Так, за 9 месяцев 2015 года мы взыскали в бюджеты различных уровней около 1405 млн рублей.

Важным направлением нашей деятельности является исполнение судебных решений в отношении самых незащищенных граждан - детей. Они касаются предоставления жилья детям-сиротам, выделения субсидий на его приобретение, а также розыск недобросовестных родителей и взыскание алиментных платежей. На особом контроле судебные решения о капитальных ремонтах жилого фонда, в целом по краю и во Владивостоке. Это особая категория судебных решений, потому что она требует значительных затрат на их исполнение.

В числе полномочий службы - исполнение судебных решений по уголовным штрафам, когда гражданам, совершившим преступления, суды присуждают штрафы вместо реального лишения свободы. За 9 месяцев текущего года приморскими судебными приставами по исполнительным производствам данной категории взыскано 5200 тыс. рублей.

Но некоторые граждане не торопятся оплачивать штрафы. В таком случае судебный пристав вправе обратиться в суд, вынесший решение, с ходатайством об изменении санкции с уголовного штрафа на реальное лишение свободы. Правда, с учетом либерализма нашего законодательства не так много фактов, когда судьи принимают подобное решение. С нашей точки зрения, для того чтобы снижался уровень правового нигилизма, которым пронизано современное общество, необходимо ужесточать наказание лицам, не исполняющим решение суда, тем более что в данном случае речь идет об уголовном преследовании.

- Как строится работа судебных приставов по взысканию долгов населения перед организациями ЖКХ? Есть ли случаи выселения, конфискации ценного имущества?

- Выселений за долги по жилищно-коммунальным услугам у нас не было. Это связано с тем, что должнику необходимо предоставить жилое помещение, отвечающее определенным санитарным нормам, пусть меньшего комфорта, из так называемого маневренного фонда муниципалитетов. Наши предложения о том, что должны проводиться выселения особо злостных неплательщиков, судебное сообщество не очень поддерживает, потому что право на жилье закреплено в Конституции. Все понимают, что каждое такое решение, с одной стороны, будет иметь большой общественный резонанс, а с другой - перспективу длительного обжалования. Кроме того, сами предприятия ЖКХ отнюдь не спешат обращаться в судебные органы с подобными заявлениями, или если делают это, то крайне редко.

Достаточно эффективной формой работы с этой категорией граждан является арест имущества, принадлежащего должнику. По нашим наблюдениям, достаточно большое количество должников (15-20%) - это финансово обеспеченные люди, которые по какой-то причине принципиально не оплачивают долги по ЖКХ.

Работая с такой категорией должников, судебным приставам приходится производить арест дорогостоящего имущества, автотранспорта, в некоторых случаях обращать взыскание на так называемый бизнес (долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью). Когда мы устанавливаем наличие бизнеса у должника, то достаточно бывает запретительной меры в отношении внесений изменений в регистрационные данные юридического лица, - это становится хорошим побудительным мотивом для скорейшей оплаты долга.

Так, за 9 месяцев 2015 года по долгам в пользу предприятий ЖКХ мы взыскали на 12 млн рублей больше, чем за аналогичный период 2014 года, всего же сумма взысканных в пользу предприятий ЖКХ платежей составила около 380 млн рублей.

Вообще, арест имущества должника - достаточно эффективная форма работы при исполнении различных судебных решений, и мы ей активно пользуемся. Так, общая стоимость арестованного имущества за 9 месяцев 2015 года составила 843,2 млн рублей (в 2014 году - 589,8 млн рублей), стоимость имущества, переданного на реализацию, - 351,1 млн рублей. Как видите, разница между суммами весьма значительна, потому что многие должники сразу после ареста их имущества предпочли выплатить долг или урегулировать проблему с взыскателем, который пошел на реструктуризацию, рассрочку платежа.

Есть, конечно, и категория малоимущих должников, таких, по нашим данным, до 50% всех неплательщиков предприятиям ЖКХ, это люди с низкими доходами. Тут мы работаем по стандарту - обращаем взыскание на 50% заработной платы, иных видов доходов, на имущество. Но всякий раз подчеркиваем, что есть различные виды поддержки малоимущего населения, позволяющие не доводить ситуацию до ареста имущества, в том числе и субсидирование жилищно-коммунальных платежей. Кроме того, ресурсоснабжающие организации, понимая, что должник не скрывается и настроен на систематическое погашение частями, также идут на реструктуризацию долга.

Одним словом, мы рекомендуем гражданам, получившим то или иное судебное решение, не заводить проблему в тупик, не прятаться и не увеличивать сумму долга. Но, к сожалению, далеко не всегда удается выстроить с должником конструктивный диалог.

Практика такова: суд присуждает должнику выплатить определенную сумму, судебный пристав в рамках исполнительного производства предоставляет пятидневный срок для добровольного исполнения. Если в этот срок должник не исполнил судебное решение либо не представил судебному приставу доказательства о наличии уважительных причин его неисполнения, то закон определяет, что сверх суммы, определенной судом, начисляется еще 7% - исполнительский сбор. Это штрафная санкция за неисполнение судебного решения, и этот сбор, как и сама сумма, в полном объеме идет в федеральный бюджет.

- Алексей Петрович, приходилось слышать от представителей бизнеса мнение, что судебные приставы не всегда активны в поисках собственности должника, взыскателю зачастую приходится им помогать…

- Любая сторона - должник либо взыскатель - вправе участвовать в ходе исполнительного производства и влиять на него с помощью различного рода ходатайств. Поскольку взыскатель является заинтересованным в скорейшем исполнении судебного решения лицом, то он может оказывать помощь судебному приставу, в том числе и в розыске имущества должника. А с учетом того, что взыскатель обладает определенной информацией о финансовом состоянии и активах должника, то ему сам бог велел поделиться данными, которые помогут ускорить исполнение судебного решения.

А то, быстро или не очень судебный пристав принимает решение, зависит в том числе и от документальной базы, которая подтверждает наличие активов у должника, потому что произвести арест здания или автомобиля на основе устной информации невозможно. В процессе этой работы мы вынуждены общаться с различными регистрирующими ведомствами. И хотя все мы идем сейчас по пути электронного межведомственного взаимодействия, есть ряд структур, в том числе и банки, которые все еще работают по старинке, путем направления и получения бумажных запросов.

- Высказывается также точка зрения, что приставы не сильно заинтересованы в работе, когда сумма долга невелика, как вы ее прокомментируете?

- Абсолютно неверное понимание ситуации, потому что чем меньше долг, тем быстрее можно исполнить решение суда и переходить к следующему производству. Другое дело, что, когда взыскиваемые суммы превышают 10 млн рублей, такое исполнительное производство мы берем под особый контроль либо передаем его в отдел по особым исполнительным производствам, для того чтобы оперативно влиять на процесс, иметь возможность что-то подсказать судебному приставу, но это вовсе не означает, что нам неинтересны производства, по которым взыскиваются небольшие суммы.

Возможно, на оперативность нашей работы влияет большая загруженность судебных приставов. Так, на сегодняшний день на каждого судебного пристава края поступило порядка 2750 исполнительных документов, и по каждому из них надо принять процессуальное решение, уведомить стороны, назначить какие-то действия - нагрузка существенная. Но есть и результаты, и положительная динамика.

- Нужно ли, на ваш взгляд, для повышения эффективности работы судебных приставов вносить изменения в действующее законодательство? Возможно, требуется ужесточение наказаний злостным неплательщикам штрафов, налогов, иных платежей?

- Действительно, наше законодательство по исполнительному производству достаточно гуманное, мы считаем, что некоторое ужесточение ответственности для недобросовестных должников пошло бы на пользу всем. Свою положительную роль сыграл запрет должникам выезда за рубеж. По сравнению с прошлым годом практически в два раза увеличилось количество постановлений об ограничении должникам права выезда за пределы РФ, 18635 граждан, не желающих оплачивать долги, стали невыездными. Более 140 млн рублей было выплачено приморцами, пожелавшими погасить свою задолженность еще до того, как пограничная служба откажет им в праве пересечения границы.

Для того чтобы для граждан запрет на выезд за границу не оказался неприятным сюрпризом, необходимо пользоваться сервисом «Банк данных исполнительных производств», размещенным на главной странице сайта УФССП России по Приморскому краю (http://r25.fssprus.ru). Любой гражданин, набрав в строке сервиса фамилию и имя, может узнать, является ли он должником, а также выбрать способ оплаты.

Кроме того, стоит добавить, что сейчас прорабатывается законопроект по такой мере принудительного исполнения, как лишение специального права управления транспортными средствами, иных специфических прав, например разрешения на право ношения огнестрельного оружия. Может быть, такие ограничения уменьшат число неплательщиков среди граждан.

Надеемся, что будем услышаны и по поводу применения такой санкции, как арест и изъятие автотранспортного средства, на котором было совершено неоднократное нарушение правил дорожного движения, вне зависимости от того, принадлежит ли оно самому виновнику ДТП, человеку, совершившему административное правонарушение, или иному лицу.

У нас сплошь и рядом молодые ребята садятся в папину машину и совершают административное правонарушение или попадают в ДТП, и, когда судебный пристав пытается взыскать с виновника денежные средства, оказывается, что машина - не должника, а папина… или вообще третьего лица. И невозможно воздействовать на должника и обратить взыскание на орудие совершения административного правонарушения. Между тем именно арест автотранспортного средства является действенной мерой, побуждающей к выплате установленной судом суммы штрафа или возмещения ущерба.

Впрочем, порой для эффективной работы достаточно и действующих инструментов, только надо их использовать. Например, ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает в случае неуплаты административного штрафа в положенный срок наложение штрафа в двукратном размере, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Но суды неохотно идут по пути применения такой санкции, как арест, хотя должнику с 10-20 неоплаченными штрафами, может быть, и полезно было бы посидеть и подумать о том, что штрафы надо оплачивать.

- Как организована реализация арестованных судебными приставами машин, недвижимости и других ценностей?

- Если стоимость имущества менее 30 тыс. рублей, то судебный пристав может предложить должнику реализовать его самостоятельно. В таком случае подается ходатайство, устанавливается срок для того, чтобы он произвел реализацию своего имущества, а деньги перечислил на депозитный счет подразделения, где осуществляется деятельность пристава-исполнителя. Если стоимость имущества превышает 30 тыс. рулей, то судебный пристав либо любая из заинтересованных сторон вправе привлечь оценщика, а затем имущество передается специализированному государственному органу, каковым является Росимущество, на территории Приморского края - его региональное управление. Движимое имущество они вправе реализовывать через свои поверенные организации, недвижимость - на торгах, соблюдая предусмотренную законом процедуру.

Полученные от продажи средства в первую очередь направляются на исполнение судебных требований, оставшаяся сумма идет на исполнительский сбор, расходы по реализации, штрафы, если таковые налагались на должника, оплату хранения, если был назначен хранитель и понесены расходы. Остальное возвращается должнику. Таких случаев немного, но они есть.

- Но бывают и другие ситуации, когда исполнительное производство затягивается на длительный срок и взыскать долг в полном объеме не удается…

- В таких случаях мы зачастую слышим, что служба бездействует, хотя это субъективный взгляд пострадавшей стороны и, на наш взгляд, не соответствует истине.

Всегда, когда рождается судебное решение, есть понимание истцов, что оно будет безусловно исполнено, и хорошо, что мы пришли к этому и люди идут не в какие-то полузаконные структуры, как было в 90-е годы, а в суд, где доказывают свою правоту.

Но далеко не всякое судебное решение может быть исполнено в срок и в полном объеме. И на это есть множество причин. Например, судебные приставы сталкиваются с противодействием, таким как отчуждение имущества, сокрытие своих доходов. Поэтому мы всегда говорим взыскателям, что с вступлением решения суда в силу не стоит останавливаться, надо и дальше продолжать работу, в том числе и по применению обеспечительных мер. И более того, желательно, чтобы запретительные меры в отношении отчуждения имущества должника суд принял еще до вынесения окончательного вердикта.

Ирина БАРАННИК. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

"